Советы дефектолога

Ребёнок у экрана

Ребёнок у экрана

 

В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. А во многих семьях экран стал главным «воспитателем» ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, дефицит движения, испорченная осанка), но и для его психического развития.

У подрастающего поколения «экранных детей» становится очевидным одно из главных последствий – ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ.

Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Однако причем здесь телевизор?

Речь, исходящая с экрана остается для ребенка малоосмысленным набором чужих слов. Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрачивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком» Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками и жестами.

У «экранных детей» ярко проявляются гиперактивность и ситуативность поведения, повышенная рассеянность. Многие из них трудно воспринимают информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения.

Им трудно читать: не способны удержать в памяти прочитанное, в результате не понимают текста в целом. Резко снижена фантазия и творческая активность. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Их ничего не интересует и не увлекает.

-Не усаживайте ребенка перед экраном с раннего возраста.

-Не заменяйте бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом на общение с экраном.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему.

Подключайте детей к информационной технике только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, даже самые совершенные, не могут заменить живого человека!

Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, то вся человеческая культура остается закрытой, чужой, невостребованной, а внутренний мир ребенка – ПУСТЫМ.

свернуть

Ваш ребенок говорит неправильно

 

Ваш ребёнок говорит неправильно – ему трудно

 

  • Не нагружайте его сложным речевым материалом.
  • Не заставляйте его повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме и содержанию стихи.
  • Не учите правильно произносить звуки, которые ему еще недоступны, его артикуляционный аппарат еще очень слаб.
  • Не читайте художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Перезагрузка непосильным речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков.

  • Говорите с ребенком не торопясь, короткими фразами.
  • Говорите правильно, не переходите на «детский язык».
  • Четко произносите все звуки и слова.
  • Поощряйте любые попытки малыша заговорить, ваш малыш начнет говорить только тогда, когда вы захотите его слушать.
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос.
  • Исправляйте ошибки ребенка в тактичной форме, доброжелательным тоном.
  • Не ругайте малыша за плохую речь, не перебивайте его в беседе, дайте высказаться, а затем укажите на ошибки, дайте образец.
  • Создайте такие условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами.
  • Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с самим на предыдущем этапе.
  • Не забывайте отмечать достижения и хвалить ребенка.

 

свернуть
Меню раздела